Администрация Катайского муниципального округа
Курганской области

Прокуратура Катайского района разъясняет: как не стать жертвой телефонных и интернет-мошенников.

Автор: Помощник прокурора района К...
Прокуратура Катайского района разъясняет: как не стать жертвой телефонных и интернет-мошенников..

Взлом социальных сетей («WhatsApp», «Telegram», «ВКонтакте», «Одноклассники» и пр.).

Одним распространенным способом мошенничества является мошенничество в социальных сетях.

Злоумышленники взламывают персональную страницу пользователя в социальных сетях или мессенджере и либо отправляют сообщения с просьбой помочь и срочно перевести деньги всем находящимся в списке контактов, либо анализируют переписку и находят самых близких людей, тех, кто точно не откажет. После первого перевода мошенники могут связаться с «жертвой», сказав, что операция не прошла успешно, и попросить повторить перевод. Действия могут продолжаться пока на карте не закончатся деньги или человек не догадается об обмане.

Однако мошенники могут выманивать не только денежные средства, но и реквизиты карт с целью мнимого перевода денежных средств жертве (обычно интересует номер карты, срок действия, трехзначный код безопасности CVC на обороте карты и пароли из СМС).

Деньги, разумеется, не придут, при этом с карты жертвы средства будут списаны.

Поэтому важно помнить, если Вам пришло сообщение с просьбой о помощи от знакомых или родственников, необходимо немедленно связаться с ними по телефону, уточнить отправляли ли они это сообщение и не предпринимать ничего, пока они не подтвердили это лично.

Ни при каких обстоятельствах не сообщайте реквизиты своей карты.

Кроме того, необходимо позаботиться о пароле для аккаунта (личной страницы) в социальных сетях и мессенджерах. Он защищает не только Вашу личную безопасность, но и безопасность Ваших родных и близких, в том числе детей.

Звонки «представителей» банков, правоохранительных органов.

Довольно часто мошенники выдают себя за сотрудников банка. Под предлогом «сбоя в базе данных», «начисления бонусов» или «подключения к социальной программе» злоумышленники просят, а иногда даже требуют сообщить им реквизиты карты, код безопасности и одноразовый пароль. Получив необходимые сведения, мошенники списывают деньги со счета.

Важно помнить, что при звонке клиенту сотрудник банка никогда не просит сообщить ему реквизиты карты и совершать какие-либо операции с картой.

Если вам позвонили из банка, и интересуются вашей платежной картой, разумнее всего прекратить разговор и перезвонить в банк по официальному номеру контактного центра банка (номер телефона службы поддержки клиента указывается на оборотной стороне карты).

Никто не имеет права выяснять номер Вашей карты. Если у Вас спрашивают данные вашей карты, прекратите разговор, скорее всего, это мошенники. Позвоните сами в ту организацию, от имени которой Вам звонили. 

Сотрудники правоохранительных органов не могут предлагать Вам перечислить деньги за что-либо, у них нет таких полномочий.

«Фишинг».

Еще один из известных способов - когда мошенники в сети «Интернет» с помощью «поддельного» сайта известного бренда, практически идентичного оригинальному, притворяются последним, чтобы получить деньги потерпевших. Это может быть просто контрафактный товар, но нередко при попытке приобрести на таком сайте товар либо услугу люди переводят средства, не получая ничего взамен.

Появилась и усовершенствованная схема обмана покупателей с помощью фальшивых (фишинговых) сайтов - под видом «Авито-доставки» или похожего на него сервиса, например с сайта «Youla», которые предусматривают возможность «замораживания» денег при переводе до получения товара в пункте выдачи.

Преступники публикуют объявления с популярным товаром по привлекательной цене, а потом под различными предлогами (занятости, отъезда и т.п.) уговаривают покупателя на его доставку с помощью знакомого всем сервиса. Когда потерпевший соглашается, ему присылают поддельную ссылку для оплаты, страница по которой похожа на стандартную форму сервиса доставки, но, оплачивая на ней товар банковской картой, человек теряет деньги. Часто на этом не заканчивается: покупателю даже предлагается вернуть его платеж, присылается новая форма для возврата денег, но на самом деле они списываются ещё раз, поскольку страница возврата — это та же страница оплаты, где слово «оплатить» заменено «вернуть», а далее все происходит уже по известному сценарию. 

Менее известный способ обмана покупателя – когда по такому же заманчивому объявлению с активированной возможностью доставки с помощью распространенного сервиса он оплачивает товар, а продавец отправляет ему скриншот, на котором сервис доставки просит от него код подтверждения. На самом деле с помощью полученного таким образом кода преступник заходит в аккаунт пользователя и в его профиле отмечает, что тот получил товар. В результате пострадавший остается без денег и без покупки.

Чтобы обезопасить себя, близких и не оказаться жертвой мошенников, рекомендуется придерживаться нескольких правил:

Бережно относитесь к своим персональным данным и документам. Не следует отдавать в руки чужим людям паспорт, никогда никому не называть данные банковской карты: пин-код и СVV (трехзначный код на обратной стороне карты).

Если Вы получили СМС-сообщение о блокировке карты или списании денежных средств, не перезванивайте по указанному в СМС номеру! Чтобы узнать обо всех операциях, перезвоните по номеру, указанному на Вашей банковской карточке, сходите в банк лично и проверьте баланс через банкомат/онлайн-банк.

Если Вам дают заполнить анкету или опросный лист - внимательно изучите их содержание, а своих пожилых или, наоборот, слишком юных родственников и знакомых предупредите, что прежде чем что-либо подписать, необходимо внимательно ознакомиться с содержанием и связаться с Вами.

С осторожностью приобретайте у людей, занимающихся квартирным сетевым маркетингом, продукты, мелкую бытовую технику – товары могут не соответствовать обязательным требованиям, а их цена, как правило, завышается в десятки раз. С осторожностью посещайте бесплатные демонстрации косметологических услуг (массаж, «пилинг», уход за волосами и т.д.) с настойчивыми рекомендациями «местного» врача, презентации косметики с «исключительными» свойствами. Продавцы таких товаров и услуг, услышав о недостатке денежных средств, убеждают граждан заключать кредитные договоры на крупные суммы. Документация по таким сделкам часто сложная и запутанная, напечатанная мелким шрифтом. Продавцы настойчивы и торопят с подписанием договора.

Если Вы видите в письменных документах противоречия с теми разъяснениями, которые дает сотрудник компании, от заключения сделки лучше отказаться (например, устно сообщается о том, что кредит предоставляется под одну процентную ставку, а в договоре указана другая). Также насторожить должны и иные подозрительные действия со стороны сотрудников компании – уклончивые ответы на ваши вопросы, затягивание сроков оформления документов, постоянное предоставление на подпись различных непонятных документов и их замена.

Внимательно изучите документы, не подписывайте, не прочитав и не поняв предварительно их содержание.

Прежде, чем приобрести товар или услугу следует:

  • продумать вопрос о необходимости покупки;
  • ознакомиться с инструкцией;
  • внимательно изучить все имеющиеся у продавца документы;
  • потребовать от распространителя демонстрации его работы;
  • проконсультироваться с сотрудниками компетентных организаций;
  • посоветоваться с родными и близкими.

Помните, что потребитель свободен в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается.

Вы всегда успеете приобрести нужный Вам товар или услугу, а вот вернуть уплаченные недобросовестному продавцу  или исполнителю деньги будет проблематично.

Самое главное - не только рассказать пожилым людям и юному поколению о способах мошенничества и мерах предосторожности, но и оказать поддержку. Пусть Ваши близкие не стесняются звонить Вам в подобных ситуациях.

Будьте всегда на связи – сообщайте своим знакомым, родственникам, соседям – о любых фактах недобросовестных действий со стороны компаний.

Если Вы обнаружили, что в Вашем доме мошенники –не вступайте с ними во взаимодействие.  О «визитах» таких лиц также информируйте своего участкового уполномоченного полиции.

Если Вас по телефону приглашают на какое-либо мероприятие, встречу (например, демонстрацию новых товаров, предоставление бесплатных услуг) и просят взять с собой паспорт, то большая вероятность, что основная задача таких продавцов (исполнителей) продать дорогостоящий товар (оказать услугу) с предоставлением кредита.

Не испытывайте неловкость и не стесняйтесь сказать твердое «НЕТ», продавцам (исполнителям) активно предлагающих товары (услуги). Помните, что их задача продать Вам товар (услугу) любой ценой.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie